Все неисправности делятся на 2 вида: механические и электрические неисправности. Про первый вид вы можете прочитать в нашей статье «Ремонт электродвигателя. Механические неисправности».

Виды неисправностей электродвигателя

  • Межвитковые замыкания;
  • Обрыв цепи, пробой изоляции и замыкание на корпус;
  • Нарушение контактных соединений, разрушение сварных и паяных соединений;
  • Снижение сопротивления изоляции;
  • Увлажнение изоляции;
  • Неправильное определение начал и концов обмоток.

Электрические повреждения частично могут определяться при внешнем осмотре, а для точной  диагностики производят проверку измерительными приборами : мегометром, мультиметром.

Устранение неисправностей

Ремонт электродвигателя, клеммная колодка: определение мультиметром обрыва цепи и межвитковых замыканий на корпус

Для начала следует убрать металлические перемычки. Если двигатель подключен как звезда, то концы обмоток соединены в одну точку двумя перемычками (как на фото). А если у вас схема подключена в треугольник, то будет 3 параллельных перемычки.

Начало 3 обмотки (W1) выполнено над концом первой обмотки (V2) как раз таки для удобства соединения перемычками в треугольник.

Обозначения начал и концов обмоток по европейскому стандарту следующие: V1, U1, W1 это начала обмоток, а V2, U2, W2 концы. Если на двигателе выполнена маркировка по российским стандартам: С1, С2, С3 начала, С4, С5, С6 концы.

Обрыв цепи

Для начала стоит проверить схему на обрыв цепи. Это довольно быстро, и приступить можно сразу после снятия крышки клеммной колодки. Для этого можно использовать мультиметр, который нужно предварительно перевести в режим прозвонки.

Для определения обрыва между обмотками, необходимо установить щупы мультиметра на болты конца одной обмотки и начало другой: W1-V2,V1-U2,U1-W2.

Для определения обрыва внутри одной обмотки проверяем соответственно одноименные обозначения: V1-V2, U1-U2, W1-W2.

Замыкание на корпус

Для проверки замыкания на корпус требуется просто поставить один щуп мультиметра на болт, предназначенный для подключения заземления внутри клеммной колодки или на корпусе, а другой щуп по очереди поставить на каждый болт обмоток.

Если место не предусмотрено конструкцией для заземляющего PE проводника, то подойдет и любое другое место на корпусе без лакокрасочного покрытия

Межвитковое замыкание

Зачастую этот вид повреждения происходит из-за перегрева электрической машины в процессе эксплуатации. Лаковое покрытие естественным образом разрушается через определенное время, и происходит пробой, витки сплавляются между собой.

Как известно, ток идет по пути наименьшего сопротивления. Когда есть путь короче, ток не будет идти по всем виткам обмотки. Так получается, что какая-то часть витков не участвует в работе. Это можно определить в процессе работы электродвигателя, статор будет неравномерно прогрет.

Так же межвитковое замыкание может возникать из-за прохождениия через обмотки сверхтоков при кз, длительной перегрузке и других не нормальных режимах работы, пробивая изоляцию. Ещё одной причиной может служить увлажнение обмоток.

Для определения межвитковых замыканий самым простым вариантом будет сравнение сопротивления. Сопротивление на обмотках с межвитковым замыканием будет гораздо ниже, опять повторюсь, из-за того, что количество витков участвующих в работе уменьшается.

Мегометр является лучшим выбором, когда требуется точное определение сопротивления. Мультиметр проигрывает в этом плане в точности измерения, но если ничего больше нет, то пользоваться можно и им.

Одна обмотка двигателя состоит из множества катушек, соединенных между собой. То есть после определения неисправности в виде межвиткового замыкания, придется разбирать двигатель и проверять, какую из катушек всыпных обмоток потребуется заменить.

Про неправильное определение начал и концов обмоток вы можете прочитать в отдельной статье на нашем сайте: Определение начал и концов обмоток электродвигателя.

Источник: уникальная статья на нашем сайте electricity220.ru