Все неисправности делятся на 2 вида: механические и электрические неисправности. Про второй вид вы можете прочитать в нашей статье «Ремонт электродвигателя. Электрические неисправности» .

Виды механических неисправностей

К механическим неисправностям относятся любые физические повреждения статора, кольца, шарика или ролика, подшипников качения. Основные виды:

  • Деформация, излом вала или уха (лап) станины;
  • Образование глубоких дорожек, называемых выработками, на поверхности коллектора и контактных колец;
  • Ослабление крепления полюсов, статора к станине;
  • Разрыв, сползание проволочных бандажей ротора;
  • Ослабление прессовки сердечника.

Но перед тем как приступить к ремонту, нужно разобрать электродвигатель.

Как разобрать двигатель?

Алгоритм разбора электродвигателя. Как разобрать двигатель?

Ремонт механических неисправностей

Ослабление прессовки пакетов.

Ослабленная прессовка выявляется по количеству ржавых пятен на её поверхности. Они результат контактной коррозии. Может вызвать специфический шум, иногда вибрацию машин.

Степень и качество прессовки можно определить контрольным ножом, толщина которого составляет 0,1-0,2 мм. При сильном нажатии нож не должен входить более чем на 1-3 мм. В места, где прессовка ослаблена, будет достаточно плотно вбить уплотняющие клинья из текстолита или гетинакса.

Клинья заглубляются ниже поверхности стали примерно на 2-3 мм . Они покрываются клеящим лаком или БФ-2, чтобы избежать их выпадания, а также на них отгибаются края смежных листов стали.

После того, когда все клинья забиты, весь участок покрывается лаком БТ-99 и просушивается воздушной сушкой.

Ротор, сердечник. Ослаблена прессовка, шайбы, ремонт и устранение неисправностей

Если прессовка ослаблена во всем сердечнике, то необходимо удалить нажимные плиты и установить листы текстолита в торце сердечника, возможно применение также и асбестовых листов, после их установки вновь наложить нажимную шайбу. А затем прессуется сердечник и окончательно закрепляем конструкцию.

Распушение торцевых пакетов стали.

Чаще всего этот дефект возникает из-за длительных работ электродвигателей. Проблема устраняется установкой дополнительной шайбы.

Оплавление отдельных участков.

Из участок поврежденных пакетов вырубаются все листы, сплавленные между собой. Затем в образовавшуюся щель вливают лак, закладывают между листами пластинки, состоящие из слюды с толщиной не более 0,05 мм и покрывают всё это ещё раз лаком БТ-99.

Валы

Повреждения посадочных поверхностей.

Проблема устраняется шлифовкой, переточкой, электронаплавкой металла или металлизацией. Выпрессовка вала и запрессовка нового сложно и дорого.

Если площадь задиров поверхности меньше 20% то выполняем шлифовку, если больше 20%, тогда выполнять снятие выступающих поверхностей нецелесообразно. Вместо этого выполняется переточка вала, с расточкой на меньший диаметр и последующей электронаплавкой слоя металла.

Согласно ГОСТ, возможна переточка вала на 4-6% от диаметра для цилиндрического конца и до 7-10% от диаметра для малонагруженных участков.

Искривление валов.

Исправляется данная проблема несколькими способами.

  • Наклепывание чеканкой. Трудоёмкий процесс и подходит при небольшом искривлении.
  • Термомеханический способ. Разогреть металл до 600-1000 градусов и выправка его под гидравлическим прессом
  • Расточка вала, шлифовка электронаплавка.
  • На валонаправочном станке.

Поломка валов.

Исправить поможет только приварка, напрессовка обломленной части или полная замена.

Вентилятор

Самые распространённые пломки это облом лопастей, смещение центра тяжести. Первый дефект устраняется привариванием лопастей клепаных вентиляторов.

При смещении центра тяжести электродвигатель очень сильно гудит, повышенные вибрации. Снижается производительность и время эксплуатации. Проблема решается балансировкой.

Станины и подшипниковые щиты

Трещины в чугуне

Подлежат ремонту только трещины до 8 мм, в противном случае ремонт нецелесообразен. Детали следует разогреть в печи до 700-800 градусов и заварить трещины. Дальше дать медленно остыть внутри печи в течении 1-3 суток. Можно выполнять и в холодном состоянии, но эффект будет хуже.

Изношенные посадочные поверхности подшипниковых щитов

Метод расточки. Щит растачивается до большого диаметра, а далее в него запрессовывается стальная втулка, которую можно расточить до нужного размера.

Метод металлизации. Напыление другого металла. Существуют способы холодного, горячего и вакуумного напыления, а самым распространенным является газотермическое напыление.

Метод наплавки. Очень сложная процедура, не рекомендуется применение без мастерских навыков в данном направлении.

При повреждении резьбы отверстий, их рассверливают и заново нарезают. Далее в него вкручивается резьбовая пробка с внутренней резьбой, либо в крайнем случае запрессовывается втулка требуемого диаметра и типа.

Источник: уникальная статья на нашем сайте electricity220.ru